Береста
БЕРЕСТА. Художественная обработка. Б., наружная часть коры березы, – один из самых доступных мат-лов лесной полосы России. Народы Севера шили из Б. покрышки для летних жилищ (см. Тиски), подстилки для постели, делали колыбели, лодки, малые и большие шкатулки с накладными крышками, глубокие и мелкие блюда, туеса, короба для ягод, шляпы, сумочки и др. Выделяется несколько центров произв-ва изделий из Б. со своей особой технологией обработки: на Европ. Севере это Архангельская и Вологодская обл., в Зап. Сибири – басс. Оби, на востоке – басс. Амура. Заготовкой Б. занимались преим. мужчины. Для этого обычно выбирали время первых гроз и цветения шиповника, как правило, во 2-й половине июня, когда Б. легко отслаивается от ствола. Ханты и манси снимали Б. 3 раза в году: весной по насту, в период наиб. интенсивного движения соков; в июле, когда цветет шиповник; и осенью, когда опадает лист. Тщательно подбирали ровное дерево, без трещин и наростов. В зависимости от вида изделия существовали 3 разных способа заготовки Б. Самый простой способ заготовки – пластами. На дереве делали вертикальные надрезы, иногда на расстоянии полуметра и более друг от друга, и 2 горизонтальных и снимали прямоугольный пласт коры. Подрезы – неглубокие, чтобы не повредить слоя, по к-рому течет сок. На севере Архангельской и Вологодской обл. подобную пластовую Б. наз. скалина или скалье. Из скалья делали корзины, набирухи, вазы, короба, цилиндрические туеса со вставным дном из дерева или Б. и др. Народы Амура изготавливали утварь из прямоугольного куска Б., загибая вверх и закрепляя углы по всему периметру куска, образовывая борта. Так изготовляли мелкие и глубокие блюда; приделав к глубокому блюду ручку, получали короб для сбора ягод. В др. случаях близ углов прямоугольного куска Б. делали разрезы, по к-рым загибали вверх края, образующие борта, дно получало форму квадрата, а верх из сведенных вместе бортов обретал форму круга. Иногда четырехугольный кусок Б. свертывали в виде цилиндра, края сшивали и вставляли дно из Б. или дерева.
Др. вид заготовки Б. – снятие ленты, или лыка. В этом случае на стволе делали вертикальный надрез шир. 3-5 см и отделяли от ствола ленту «винтом», делая спиралевидные разрезы. Этот способ заготовки был особенно распростр. на Русском Севере. Из лыка плели корзины, короба, посуду, лапти, детские игрушки. Самый трудоемкий способ заготовки Б. – с только что срубленного дерева, когда на стволе делали кольцевые разрезы ножом и с помощью заточенных черемуховых или рябиновых прутиков осторожно снимали со ствола «чулком» берестяную рубашку цилиндрич. формы – сколотень. Из него делали своеобразные по оформлению туеса. Для сколотней не годилась очень тонкая или очень слоистая береза – «слоюн». Следили за тем, чтобы на сколотне не было больших продольных полосок, «иголок», в противном случае туес получался дырявый.
Заготовленную Б. по-разному обрабатывали перед нач. работы. Народы Приобья и Приамурья предварительно вываривали ее: сворачивали в рулоны и помещали в большие котлы с водой, иногда с добавлением рыбных костяков. Удэгейцы при этом прокладывали между слоями листья папоротника, а весь рулон заворачивали в кедровую кору, ханты и манси плотно закрывали его сверху мхом. Б. варили 5-6, иногда до 12 часов, пока не станет мягкой и эластичной, как кожа. Иногда ее проваривали также в рыбьем жире для прочности. Русские в Архангельской обл., как правило, не проваривали Б. Для сшивания Б. народы Севера использовали свои мат-лы: сухожильные нитки из жил оленя и лося, волосяные из конских хвостов или подшейного волоса оленя, на Дальнем Востоке – кедровый корень, тальниковые или ивовые прутья. Дырочки для швов прокалывали косточкой (теперь шилом). Часто Б. склеивали клеем из рыбьей кожи. На Русском Севере для сшивания Б. употребляли узкое лыко, прутья рябины или черемухи, предварительно распаренные в горячей воде, иногда волокна крапивы. На Амуре на края изделия с обеих сторон обычно накладывали дополнит. полоски Б. шир. до 5 см, к-рые затем прошивали вместе с основой расщепленным и очищенным от коры еловым корнем, укладывая стежки через край вплотную один к другому. Иногда такая обшивка имела вид плотного валика, в др. случаях образовывала узор.
Существовало множество способов декоративной отделки Б.: выскабливанием, аппликацией, ажурной резьбой, тиснением и штамповкой. Якуты украшали Б. крестообразным швом из черного или белого конского волоса. Декоративные швы по Б. применяли и эвенки. Украшение Б. выскабливанием особенно распростр. у хантов и манси. Орнамент строился в основном из криволинейных мотивов, иногда напоминавших деревья, силуэты птиц и животных. Др. мотивы воспринимались как следы животных, с назв. «птичий след», «хвост лисицы», «рога оленя», «уточки» и др. Часто встречается мотив розетки. Для амурского узора характерны парные спирали, завитки, листовидные узоры, зооморфные и растит, мотивы. Более трудоемким был способ нанесения узора путем выскабливания фона: на кусок Б., окрашенный в черный цвет (у народов Приамурья – нередко в желтый или голубой), наносили по трафарету костяным ножиком рисунок, затем металлич. ножичком соскабливали фон до основы, на к-рой выразительно «читался» черный или цветной узор. Широко применялся способ тиснения по Б. Народы Приамурья на вываренной Б., немного подкрашенной в коричневый цвет отваром ольховой или лиственничной коры, костяным ножичком или тупой стороной металлич. ножа рисовали узор. Затем по нему тонкой заостренной костяной палочкой или костяным ножиком выдавливали косые короткие черточки, точки, «елочку», крестики, кружки, розетки, звездочки и т.п. Для тиснения более мелких узоров применяли штампы, вырезанные из ясеня или на поперечном срезе оленьего или лосиного рога. Часто штампованный орнамент напоминал след зверя. Тисненые узоры иногда окрашивали. Черную краску получали, смешивая золу от сожженной сухой травы с растолченной кетовой или щучьей икрой. Народы Дальнего Востока окрашивали Б. в черный цвет, зарывая ее в ил на 8-10 дней. Синюю краску нанайцы получали из цветка чанака, ульчи – из камня ёнг-гиса, добываемого около утеса Таба в Татарском прол. Красную краску получали из камня, также привозимого из Татарского прол. Удэгейцы умели получать желтую краску из плесневых грибков гнилого дуба. Из тонких слоев расслоенной Б. вырезали детали орнамента, окрашивали в темный цвет и приклеивали к основе рыбьим клеем или пришивали окрашенной в цвет узора ниткой, почти незаметными стежками. Народы Амура на белую, желтую или коричневатую (подкопченную над костром) Б. наклеивали или пришивали орнамент, окрашенный преим. в черный цвет. В др. случаях светлые узоры накладывались на темный фон. На Обском Севере, в Приамурье, в Архангельской и Вологодской обл. преобладающие мотивы аппликаций – розетки, веерообразные и спиралевидные композиции. Иногда, особенно на Русском Севере, аппликация располагалась фризом, обхватывая сосуд орнаментированным поясом. Ажурная техника декорирования Б. встречалась повсеместно, но имела местные особенности. В Шемогодском р-не Вологодской обл., Великом Устюге, районе Выга-Олонца, верховьях Северной Двины с XVIII в. было развито мастерство ажурной резьбы по Б. Узоры на олонецких бураках (туесах) воспроизводили осн. элементы олонецкой резьбы по дереву: заполнение поверхности кругами и полукружьями, розетками с расходящимися лучами. Изделия северодвинских мастеров – портсигары, спичечницы, табакерки, шкатулки – как ассортиментом, так и орнаментом обнаруживают сходство с работами холмогорских резчиков по кости. Шемогодские мастера ажурного украшения Б. восприняли великоустюжские традиции орнаментальной обработки мат-ла, проявившиеся в скани, эмали, просечном железе, кованом металле. В наст. время иск-во прорезной Б. на Русском Севере сохраняется только в творчестве мастеров вологодского худ. промысла «Шемогодские узоры». Орнамент свободный, растительный, с вплетенными изображениями птиц, животных, архитектуры. Резную Б. накладывали на темный или яркий фон из Б., ткани или фольги.
Ажурная резьба по Б. у народов Сибири и Дальнего Востока более лаконична по узору и почти всегда контрастирует с ярким цветным фоном. У хантов распростр. сложные геометрич. узоры, у эвенков орнамент также в основном геометрический, часто используется бордюр. У народов Приамурья преобладают криволинейные растит. мотивы. Русские Архангельской обл. часто украшали берестяные туеса росписью, гл. обр. красным цветом. Самый распростр. сюжет – скачущие кони. Устюжские мастера, изображая коней, птиц, цветы, использовали красный цвет для фона. Высохшую роспись обычно закрепляли олифой. Берестяные изделия в основном изготавливали для нужд семьи, но в отд. районах Русского Севера их также вывозили на ярмарки. Изделия из Б. как вид промысла сохраняется в Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Томской обл., в Якутии, Хабаровском кр., др.